Татьяна Ефимова "Нас
называли в а т ты..."
А.А. Юдина. 1998 г.
''Время идёт, унося безвозвратно многие бытовые особенности и вливая
новые черты быта. То, что видели наши предшественники, уже полностью не
сохранилось. Можно с уверенностью сказать, что следующее поколение не
увидит того, что можно увидеть теперь. Необходимо выполнить долг по
отношению к коренному местному населению и, изучив его антропологические и
этнографические особенности и познав его быт и хозяйство, помочь его
дальнейшему культурному развитию и содействовать улучшению его быта''.
К сожалению, эти мудрые слова сказанные Д.А. Золотарёвым в 1926 году, не были услышаны, сам этнограф репрессирован, а наши родители поступили единственно правильно в той ситуации, которая
сложилась в 20-е годы прошлого века; они сделали
всё, чтобы дети их забыли, кто они есть.
Ибо, если ты знаешь, кто ты есть, то ты “чухна”, “талапанец”, а теперь ещё и ''водяк'' и ''водка'', со
всеми вытекающими последствиями. Если не знаешь, то ''русский'', как все, и все пути-дороги тебе открыты. Яркий тому пример, хранящаяся в нашем домашнем водском музее анкета А.К. Нестерова - чистокровного вожанина, который для того, что бы поступить в партию и продолжить карьеру
руководителя должен был в графах ''национальность'' и ''родной язык'' указать
"русский". Малым народам для того, чтобы выжить,
надо приспосабливаться, тем более води, вожанам, ваттам
(самоназвание ''ваддя''), за спиной которой не стоит государства, как у финнов или эстонцев, или официального признания, как у ижор. Изучение
истории последней водской деревни Лужицы (объединившей деревни Нижние Лужицы
/Луутса/, Глинки /Савиоя/ и Пески
/Ливчюля/) приводит к мысли, что не естественная ассимиляция русскими или
ижорами, а прежде всего, факт непризнания, сыграл решающую роль в сокращении
численности води за последние 300 лет. Возьмём период с 1848 г. по 1926г.,
когда численность ижор и финнов увеличивается, а численность води резко
сокращается.
П. Кёппен в 1848 г.
справедливо определяет эти деревни, как водские.
В документах архивного фонда
церкви “Во имя архистратига Михаила” села Удосолье Ямбургского уезда в списке
населённых мест, входивших в приход церкви Святителя и Чудотворца Николая с.
Сойкино Ямбургского уезда на 1856 г. имеются следующие сведения: деревня Нижние
Лужицы. В графе ''Какого племени
прихожане?'' указано ''ижоряне''.
В Первой Всероссийской
переписи населения 1897 г. всё население этих деревень определено, как
''финны'', несмотря на то, что вероисповедание у всех ''православные''.
Экспедиция Д. А. Золотарёва
опять же определяет эти деревни, как водские. Очевидно несоответствие данных
исследователей и чиновников. Репрессии,
войны, принудительная депортация и последующие ссылки (общие беды всех
финских народов России) положили начало полного исчезновения ваддя. Ваддя
уходили и уносили свои тайны с собой. Заниматься историей древнейшего народа с
богатой культурой не находилось охотников ни во время послесталинской
"оттепели", ни в "застойное время". Этой возможностью в
полной мере воспользовался эстонский учёный, академик Пауль Аристэ. И вклад его
в сохранение водской культуры бесценен. Удивительно, как много он успел
сделать, издав серию книг по водской культуре: "Водские песни",
"Водский народный календарь", "Быт води от рождения до
смерти", "Водские предания", "Водские загадки". Пауль
Аристэ - инициатор создания Большого словаря водского языка. Трудность для
ознакомления состоит в том, что все книги изданы на водском языке с
комментариями и переводами на эстонский язык. Но это уже вопрос времени. Мы
кровно заинтересованы в переводе этих книг на русский язык, так как в каждой из
них присутствуют и наши водские информанты, представляющие почти все коренные
лужицко - песоцкие рода. Именно с целью изучения опубликованных материалов (не
только П. Аристэ, но и И. Талвэ, Ю. Мягистэ, В. Мялк, И. Рюйтель и др. авторов)
планируется обучение группы школьников в Кракольской средней школе с октября
2003г.
Восстановление полной и
объективной истории ваддялайзет необходимо по следующим причинам:
1. Народ, который оставил следы в
3-х областях России: Ленинградской (Ингерманландии), Псковской и Новгородской,
а также в соседнем государстве - Эстонии и стоял у истоков Древнерусского
государства, несомненно заслуживает того, чтобы иметь собственную историю.
2. Потомки води имеют полное
право знать историю своего народа и гордиться ею.
3. На песке не вырастить сильное
растение. История последнего столетия показала, что утрата корней, разрыв связи
человека с природой, забвение традиций и обычаев дедов и прадедов ведёт к
деградации общества и всей русской культуры в целом. Деньги и власть стали
основными ценностями жизни. Умные ваддя говорили: "Что ты жадничаешь,
земля и деревья останутся, нас не будет". Мы же умудрились дожить до того,
что своим внукам не можем и этого гарантировать.
Вот основные цели, которые
ставит перед собой возрождаемый после пожара Водский музей в деревне Лужицы. С
присущим ваддя юмором одна молодая вожанка сказала: "Экспонаты мы
найдём, а не найдём - сами сядем".
И то верно! Каждый человек, имеющий корни на родной земле, уходящие в
глубь веков, бесценное сокровище в нашем государстве. Когда мы это поймём,
тогда и начнётся истинное Возрождение.