Татьяна Ефимова          "Нас называли  в а т ты..."

                                                           А.А. Юдина. 1998 г.

 

     ''Время идёт, унося безвозвратно многие бытовые особенности и вливая новые черты быта. То, что видели наши предшественники, уже полностью не сохранилось. Можно с уверенностью сказать, что следующее поколение не увидит того, что можно увидеть теперь. Необходимо выполнить долг по отношению к коренному местному населению и, изучив его антропологические и этнографические особенности и познав его быт и хозяйство, помочь его дальнейшему культурному развитию и содействовать улучшению его быта''.

       К сожалению, эти мудрые слова сказанные Д.А. Золотарёвым в 1926 году, не были услышаны, сам этнограф репрессирован, а наши родители поступили единственно правильно в той ситуации,  которая сложилась в 20-е годы прошлого века; они сделали всё, чтобы дети их забыли, кто они есть. Ибо, если ты знаешь, кто ты есть, то ты “чухна”, “талапанец”, а теперь ещё и ''водяк'' и ''водка'', со всеми вытекающими последствиями. Если не знаешь, то ''русский'', как все, и все пути-дороги тебе открыты. Яркий тому пример, хранящаяся в нашем домашнем водском музее анкета А.К. Нестерова - чистокровного вожанина, который для того, что бы поступить в партию и продолжить карьеру руководителя должен был в графах ''национальность'' и ''родной язык'' указать "русский". Малым народам для того, чтобы выжить, надо приспосабливаться, тем более води, вожанам, ваттам (самоназвание ''ваддя''), за спиной которой не стоит государства, как у финнов или эстонцев, или официального признания, как у ижор. Изучение истории последней водской деревни Лужицы (объединившей деревни Нижние Лужицы /Луутса/, Глинки /Савиоя/ и  Пески /Ливчюля/) приводит к мысли, что не естественная ассимиляция русскими или ижорами, а прежде всего, факт непризнания, сыграл решающую роль в сокращении численности води за последние 300 лет. Возьмём период с 1848 г. по 1926г., когда численность ижор и финнов увеличивается, а численность води резко сокращается.

     П. Кёппен в 1848 г. справедливо определяет эти деревни, как водские.

     В документах архивного фонда церкви “Во имя архистратига Михаила” села Удосолье Ямбургского уезда в списке населённых мест, входивших в приход церкви Святителя и Чудотворца Николая с. Сойкино Ямбургского уезда на 1856 г. имеются следующие сведения: деревня Нижние Лужицы.  В графе ''Какого племени прихожане?'' указано ''ижоряне''.

     В Первой Всероссийской переписи населения 1897 г. всё население этих деревень определено, как ''финны'', несмотря на то, что вероисповедание у всех ''православные''.

     Экспедиция Д. А. Золотарёва опять же определяет эти деревни, как водские. Очевидно несоответствие данных исследователей и чиновников. Репрессии,  войны, принудительная депортация и последующие ссылки (общие беды всех финских народов России) положили начало полного исчезновения ваддя. Ваддя уходили и уносили свои тайны с собой. Заниматься историей древнейшего народа с богатой культурой не находилось охотников ни во время послесталинской "оттепели", ни в "застойное время". Этой возможностью в полной мере воспользовался эстонский учёный, академик Пауль Аристэ. И вклад его в сохранение водской культуры бесценен. Удивительно, как много он успел сделать, издав серию книг по водской культуре: "Водские песни", "Водский народный календарь", "Быт води от рождения до смерти", "Водские предания", "Водские загадки". Пауль Аристэ - инициатор создания Большого словаря водского языка. Трудность для ознакомления состоит в том, что все книги изданы на водском языке с комментариями и переводами на эстонский язык. Но это уже вопрос времени. Мы кровно заинтересованы в переводе этих книг на русский язык, так как в каждой из них присутствуют и наши водские информанты, представляющие почти все коренные лужицко - песоцкие рода. Именно с целью изучения опубликованных материалов (не только П. Аристэ, но и И. Талвэ, Ю. Мягистэ, В. Мялк, И. Рюйтель и др. авторов) планируется обучение группы школьников в Кракольской средней школе с октября 2003г.

     Восстановление полной и объективной истории ваддялайзет необходимо по следующим причинам:

 1. Народ, который оставил следы в 3-х областях России: Ленинградской (Ингерманландии), Псковской и Новгородской, а также в соседнем государстве - Эстонии и стоял у истоков Древнерусского государства, несомненно заслуживает того, чтобы иметь собственную историю.

 2. Потомки води имеют полное право знать историю своего народа и гордиться ею.

 3. На песке не вырастить сильное растение. История последнего столетия показала, что утрата корней, разрыв связи человека с природой, забвение традиций и обычаев дедов и прадедов ведёт к деградации общества и всей русской культуры в целом. Деньги и власть стали основными ценностями жизни. Умные ваддя говорили: "Что ты жадничаешь, земля и деревья останутся, нас не будет". Мы же умудрились дожить до того, что своим внукам не можем и этого гарантировать.

     Вот основные цели, которые ставит перед собой возрождаемый после пожара Водский музей в деревне Лужицы. С присущим ваддя юмором одна молодая вожанка сказала: "Экспонаты мы найдём,  а не найдём - сами сядем".

И то верно! Каждый человек, имеющий корни на родной земле, уходящие в глубь веков, бесценное сокровище в нашем государстве. Когда мы это поймём, тогда и начнётся истинное Возрождение.

 

Hosted by uCoz