Неизвестные имена в истории забытого города.


Федор Степанович Рокотов в Ораниенбауме.


Можно ли утверждать с полной уверенностью, что знаменитый живописец XVIII столетия жил и работал в Ораниенбауме. Конечно, любой профессиональный историк, спросит, «А сохранился ли хотя бы один документ в российской истории, подтверждающий этот факт?» Нет таких документов, нет и быть не могло по одной простой причине. Все, что связано с именем опального императора Петра III, достойного внука и продолжателя славных дел Великого Петра и знаменитого Карла XII и характеризующего его с положительной стороны было вытравлено его женой, безродной немкой Софьей Доротеей Ангальт Цербсткой. Даже его сыну Павлу I, после вступления на престол не удалось обелить имя отца.

Надо учитывать, как работали придворные живописцы при царских особах в те далекие времена. Учитывая капризный нрав сильных мира сего, приходилось делать портрет урывками, несколько раз переписывать, учитывая вкусы меняющейся европейской моды. Рокотов был известен в придворных кругах, поэтому портреты он писал с натуры в течении очень длительного времени, пользуясь полным дворцовым пансионом. Если перечитать «Записки Екатерины II», то видно, что Великий князь и княгиня жили в Ораниенбауме и зимой и летом. Молодая княжеская чета большую часть времени жила, под негласным присмотром, под охраной армейских полков, выполняя при Елизавете Петровне, только представительские функции во время коротких приемов, времени для написания больших парадных портретов, было более чем достаточно.


Рокотов, Федор Степанович — один из лучших русских портретистов; родился в тридцатых годах XVIII столетия, умер в 1810 году. Получив художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и графа П. де Ротари, работал в манере этого последнего, но больше него вникал в натуру и был старателен в исполнении. В 1762 году, принят адъюнктом в вновь учрежденную Петербургскую академию художеств за представленную картину "Венера" и за парадный портрет императора Петра III. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе, когда вступила на престол Екатерина II. Она поручила ему в 1763 году написать ее портрет, для которого давала ему сеансы в Петергофе: портрет этот, изображающий императрицу во весь рост, в профиль, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен графу Г. Орлову и до 1941 года находился в Гатчинском дворце. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Ф.С. Рокотовым также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 году). Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — "из самых похожих". Он был пожалован ею Академии наук, в которой хранился до 1917 года. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах; большинство их приписывается самому Ф.С. Рокотову. Кроме двух изображений Екатерины, из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один хранился — в московской Оружейной палате, куда он поступил в виде трофея из Ораниенбаумского Рюц – кабинета, два хранились— в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший — в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и др. После революции и разгрома помещичьих усадеб, многие портреты Ф.С. Рокотова покинули свои исторические места и были рассеяны по всем музеям необъятного Советского Союза.


Абрам Петрович Ингерманн


Hosted by uCoz