Настоящая мужская игра.

 

Константин Сакса.

 

Народная игра «poppi» - одна из древнейших сохранившихся с незапамятных времен на территории Ингрии, нынешней Ленинградской области.

Сейчас в нее постоянно играют в приходе Тюре (город Ломоносов). Иногда, играющих в нее детей можно увидеть в Токсово, поселке Тайцы, Гатчинского района и поселке Ручьи около города Сосновый Бор.

В последние годы российский мужской спорт никого не радует. Наблюдается активный отток спортсменов в более рафинированные южные виды спорта, где не требуется грубая мужская сила и природная выносливость. Даже тренируются спортсмены за границей в южном климатическом поясе. Футбол, теннис, бальные танцы, плавание, серфинг – мало пригодны в наших суровых северных условиях. А в древние времена требовалось не только коня на ходу остановить, но и на медведя с одной рогатиной сходить, а то и свалить быка одним ударом кулака. Славились этим российские богатыри. Даже цари и князья не чурались богатырских забав. Здоровые крепкие мужчины – здоровая нация. Такими были известные петербургские силачи братья Орловы, вознесшие на российский престол Екатерину Великую. Даже вульгарное выражение об игре в «русские городки» - «бросить палку» не так и далеко от истины. Крепкой считалась семья, где было пять или шесть детей, где мужчина мог прокормить и защитить свой род.

Народные игры с деревянными битами и чурками известны по этнографическим описаниям с XIX века в России, Карелии и Финляндии, Ингрии и Швеции.

Первое документальное описание игры «poppi» на финском языке опубликовано в книге И.К. Инха в 1894 году, посвященной этнографии Русской Карелии, ныне Выборгский район Ленинградской области, ранее входивший в состав Великого княжества Финляндского.

Первые изображения игры «poppi» появились в Ингрии с распространением фотографии в начале XX века.

Ингерманландская игра «poppi» схожа с известными русскими играми, широко распространенными ранее «рюхи», «чижик», «палка колесом», «клиок», «котел», «шаром», «медведь ревет», «городок со сторожем», «столбики», «попа гонять» и самыми знаменитыми русскими городками, в которые очень любили играть полководец финского происхождения А.В. Суворов и академик И.П. Павлов. Иван Петрович Павлов жил в финских Колтушах до 1936, и очень любил играть в городки, чему свидетельствуют многие фотографии и воспоминания современников.

Народные игры с деревянными битами и чурками имели широкое распространение от Сибири до Скандинавии в местах традиционного проживания финно – угорских народов.

По данным российских археологов Цимиданова В.В. и Евгилевского А.М., классифицировавших погребения с символами власти срубной общности в 1993 году, уже в древние времена произошло отделение первобытного деревянного оружия от ритуальных символов.

Изучая погребальные комплексы в степях Поволжья и Волго – Уральского междуречья, относящихся к II тысячелетию до нашей эры, были обнаружены погребения, в которых лежали древние палицы, имеющие фаллический смысл.

Среди 9300 учтенных погребений срубной общности встречаются всего 0,07% с каменными топорами и 0,21% с булавами. Поэтому ученые пришли к выводу, что в это время каменные топоры и деревянные булавы не принадлежат захороненным воинам, а переходят в разряд символов власти, уступая место сначала бронзовому оружию, а затем металлическому.

Ученые пришли так же к выводу, что булавы, положенные в древние захоронения принадлежали главам рода, а каменные топоры главам семьи. Возможно деревянное оружие, орудие охоты и символ власти существовали у разных народов одновременно.

Палка первобытного человека прошла эволюцию от орудия охоты до символа власти, а затем до спортивного снаряда, такие как классический олимпийский диск, копье или лук.

Как орудие охоты палка на территории современной России использовалась совсем недавно, так в журнале «Охота» за 1964 год на обложке находилась фотография охотника Крайнего Севера с палицей (дубинкой) в руках и добытыми полярными белыми куропатками на поясном ремне. Даже в окрестностях Ленинграда, в районе современной станции метро «Старая деревня», по словам старожилов, с деревянными палками охотились зимой на куропаток в районе Лахтинского разлива в 1950 – 70 годах подростки и мужчины. В советское время такая охота, да еще в городской черте крупного политического центра, считалась незаконной и ее не афишировали.

Как символ власти палица прошла эволюцию от жезлов египетских и греческих царей до царских и королевских скипетров. На Севере Европы деревянные, четырехгранные, королевские жезлы достигали метра длины и на них наносились священные письмена руны. Такие жезлы изображены в знаменитой истории Северных стран шведского католического епископа Олауса Магнуса.

Деревянная палица как оружие, зафиксирована в русских былинах, записанных Киршей Даниловым в XVII веке. Былины дружинного цикла относятся к временам киевского князя Владимира – Красно солнышко, примерно к X XIII веку.

Палица характерное оружие у старого батыра (богатыря) Ильи Муромца. По одной из версий Илья был финном, ведь он родом из под Мурома, центра древнего финского племени мурома, на реке Ока (Йока – река по фински).

Короткий отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор – богатырь».

«Разгорелось сердце богатырское

У старого казака Ильи Муромца,

Как берет он палицу булатную,

Ударяет он богатыря да по белым грудям,

А богатырь спит, не просыпается».

В отдельных былинах Илью Муромца изображали побивающего врагов русского князя своим сапогом – чоботом. За богатырем в Киевской Руси и сохранилось прозвище Чоботок. Необходимо заметить, что метание сапога – национальный финский вид спорта, который постепенно завоевывает европейскую признательность. В Ингерманландии с 2000 года проходит этап Кубка мира в мае в поселке Пудость.

В 1670 годах Серафим Патканов, исследователь Тобольского Севера, записал древнюю финскую былину про богатырей города Эмдера, что на Нижней Оби. Былина посвящена сватовству богатырей из Эмдера к девушкам на реке Обь.

Приведем из нее только маленький отрывок: «Между богатырями Эмдера и Кари-поспат урдат вош\а началась битва. Она продолжалась так долго, что пришли в негодность кольчуги и были выпущены все стрелы. Тогда они стали обрушивать друг на друга еловые и лиственные дубины».

В 1678 году в Ингрии, входившей в состав Шведского королевства, финских  новобранцев обучали ружейным приемам на деревянных палицах с железными шипами.

Деревянное оружие нашло свое отражение и в геральдике России и Швеции. Так на гербе Обдорских и Кондинских финских князей Сибири и на гербе финской Лапландии изображен обнаженный дикий человек с палицей.

 

=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+

 

Ингерманландская игра «poppi» отличается от русских «городков» тем, что два игрока или две команды игроков из 4-х человек по очереди производят броски из двух «городов», размером 5х5 метров, расположенных друг против друга, где деревянные чурки стоят на передней линии «города».

Для игры изготавливают из березы 40 чурок - «попов» одинакового размера диаметром 70 – 75 миллиметров и высотой 100 миллиметров. Чтобы «попы» не потерялись, их окрашивают в яркие цвета. Игроки бросают четыре «maila» - биты длиной от 850 мл и диаметром не более 80 мл, изготовленные из березы или ели. Вес биты от 2-х килограмм для женщин и детей и от 3,5 кг для мужчин.

Игра «poppi» производится на ровной земляной площадке без камней и корней деревьев. Расстояние между «городами» 10 метров. Но можно играть и на площадке меньших размеров 4х4 м и расстоянием до 8 м между городами. Зимой можно играть и на гладком льду, свободном от снега, на который наносят контуры игрового поля.

В каждом «городе» на передней линии, на равном расстоянии друг от друга ставятся в один ряд друг на друга «попы» по 20 штук с каждой стороны.

Игроки, делая по 4 броска, должны за меньшее количество бросков выбить «попы» за городскую черту. Первый бросок делается с дальней линии, если хоть один «поп» вылетел из «города», игрок имеет право войти и производить броски из черты «города». «Maila», не вылетевшая после броска из «города», остается в нем, мешая следующему броску, поэтому удары должны быть очень сильными и точными.

«Поп», упавший после удара и оставшийся в «городе» на земле, называется «akka» - хозяйка. «Поп», выкатившейся из «города» вперед называется «гость», не убирается и его надо выбить за последующие удары. «Поп», упавший на городской черте, называется «ukko» - дед, его после второго броска переворачивают, ставят «на попа» и выбивают.

После первой партии игроки меняются полями.

Когда игроков или команд много, то право первого броска разыгрывается следующим образом. Капитаны команд или игроки подходят к судье, который легко бросает в протянутые руки «maila», которую нужно схватить одной рукой, другой игрок, обхватывает ладонью «maila» поверх ладони первого игрока, затем первый игрок перехватывает ладонью «maila» повыше и так до самого верха, кто из игроков схватит последний «maila», тот и начинает игру.

Подготовленные игроки должны выбивать все «попы» за 10 – 12 ударов, но финские игроки на чемпионате Финляндии выбивают за 6 ударов.

В Ингрии в разных приходах, известны разные фигуры из «попов», так в Тюре – «пирамидка» или куча «keko», в других приходах «забор» -   «avaus», «очередь» – «jono», «столбики» – «harvahammas», «лежанка» – «makuu».

В Ингрии, в народном варианте известны случаи, когда проигравшая команда обязана была провезти на своих спинах команду – победительницу вокруг всей игровой площадки три раза.

 

 

 

Hosted by uCoz