POPPI - “ПОПЫ”

ингерманландская народная игра

Константин Ульяночкин

Игры с деревянными битами и чурками широко известны по этнографическим исследованиям в России, Карелии и Финляндии. Практически мало известны такие игры в Ингрии и Швеции.

Первое документальное описание игры (poppi) опубликовано в книге И.К.Инха в 1894 году, посвященной этнографии Русской Карелии (район Карельского перешейка), соприкасающийся с Северной Ингрией. Фотографические изображения элементов игры впервые появились только в 1943 году, во время немецкой оккупации Ингрии и опубликованы в фотоальбоме “Забытая Ингрия”, изданном на немецком языке.

Русские народные игры, известные в этнографических описаниях с Х1Х века и распространенные на Северо - Западе, похожие на “попы” это - “чижик”, “палка колесом”, “клиок”, “котел”, “ шаром”, “рюхи”, “медведь ревет!”. А так же “попа гонять”, “городок со сторожем”, “столбики” и самые распространенные “городки”.

Можно только предположить, что народная игра с деревянными битами и чурками сохранилась в крестьянской среде, где возникла из традиций охоты коренных народов Севера на куропаток, живущих под снегом. Русские “городки”, как и многие другие виды спорта уже прошли исторический путь от орудия охоты, орудия вооружения, от народной игры до профессионального вида спорта. В Карелии, Финляндии и Швеции – “попы” стали народной игрой. Описание старинной охоты среди саамов Кольского полуострова с деревянной дубиной (палицей) было опубликовано в журнале “ОХОТА” в 1964 году, там же была опубликована фотография охотника с дубиной и куропатками.

Отражением такой охоты возможно стали старинные шведский герб финской провинции Лапландия и русский Кондинский герб (местность, расположенная между верховьем реки Оби и Средним Уралом). На гербах изображен “идущий дикий голый человек с длинными волосами и бородой, на голове венок, вправо, на левом плече палица”.

Игра “poppi” или по-фински “kyyka” (кююкя) отличается от русских городков тем, что два игрока или две команды игроков из 4-х человек по - очереди производят удары из двух “городов”, расположенных друг против друга, где фигуры представляют собой один ряд чурок, стоящих друг на друге по всей длине передней линии “города”.

Для игры “игрок против игрока” из березы изготавливается 40 чурок “попов” одинакового размера диаметром 70-75 миллиметров и высотой 100 миллиметров. Кроме того у каждого игрока должно быть четыре “maila” (майлы – биты) диаметром 80 миллиметров и длиной 850 миллиметров, весом от 2-х килограмм для женщин и детей и до 3,5 килограммов для мужчин.

Игра происходит на ровной площадке без камней и корней. Размеры “городов” 5х5 метров, расстояние между ними 10 метров. В Швеции и Ингрии размеры 4х4 и 8 метров. Для женщин и детей делаются линии броска на 2 метра впереди “городов”. Зимой можно играть на гладком льду, свободном от снега. В “ городах” на равном расстоянии друг от друга ставятся в один ряд на передней линии “попы” друг на друга по 20 штук с каждой стороны. Каждому игроку дается 20 бросков, но в Ингрии народный вариант игры допускает делать броски до полного выбивания всех “попов”. На чемпионате Финляндии по игре “кююка” установлен рекорд, когда все “попы” выбили за 6 ударов, а в среднем подготовленный игрок выбивает “попы” за 10-12 ударов. В Ингрии в разных приходах игра имела разные фигуры из “попов” - avaus(начало), harvahammas(столбики), makuu(лежанка), jono(очередь), keko(куча).

Очередь первого удара разыгрывается следующим образом – капитаны команд или игроки подходят к судье и он бросает в протянутую открытую руку майлу-биту, которую нужно поймать ладонью, другой капитан или игрок обхватывает майлу поверх ладони предыдущего игрока своей ладонью, первый игрок перехватывает своей ладонью майлу выше ладони второго игрока и так повторяют движение по очереди до самого верха рукояти, кто ухватился за рукоять, тот и начинает игру. Первый бросок делается из-за своего “города” и если выбивается хоть один “поп”, то следующий бросок делается уже из “города”.

Майлы, не вылетевшие из “города”, остаются в нем до конца очередных бросков. “Поп”, упавший в “городе” и лежащий на земле называется “akka” - хозяйка, “поп”, выкатившийся из города вперед не убирается он называется “гость” и его нужно выбить. “Поп”, который упал на любой границе “города” называется “uko”- дед, его после второго броска ставят на “попа” и тоже выбивают. Женщины и дети делают первый удар с передней линии города, а после выбивания хотя бы одного “попа” переходят на линию, расположенную на 2 метра впереди. После первой партии игроки меняются местами. В Ингрии в народном варианте игры известны случаи, когда проигравшая команда обязана провезти на своей спине команду-победительницу вокруг всей игровой площадки три раза.

Необходимо подчеркнуть, что “попы” и “городки” были широко распространенны в крестьянской среде Ингрии до 1918 года. После разгрома крестьянских восстаний и Ингерманландской республики 40 000 крестьян ушло в Финляндию и около 18 000 в Швецию, последующие репрессии 20 – 60-х годов полностью изменили этнографическую картину Ленинградской области и теперь приходиться только надеяться на возрождение ингерманландских традиций. Игра “попы” возродилась впервые в Швеции в 1948 году в среде ингерманландских эмигрантов под руководством Вальтера Рямо. В 1951 году в Финляндии Карельский союз и его активисты Борис Карппелан и Кости Памилон провели первые показательные игры, а в 1964 году был организован Карельский Городошный Союз, который в 1984 году стал пропагандировать игру “попы” в Советской Карелии в Петрозаводске. В 1999 году шведские ингерманландцы провели первые показательные игры в С-Петрбурге. В Ингрии теперь нерегулярно проводятся тренировки в городе Ломоносов (Ораниенбаум) и на стадионе “Кировец”.

ФОТОГАЛЕРЕЯ



Hosted by uCoz