Трагическая судьба ингерманландского философа

Владимир Маренков

В литературе, посвященной развитию филосовской мысли в России, полностью отсутствует даже упоминание о ее наличии у коренных народов Ленинградской области (Ингрии). Хотя для этого достаточно хотя бы познакомиться с вышедшим в 1974 году сборником «народные песни Ингерманландии», содержание которых дает достаточно материала для философских обобщений.

В советское время до «большого террора» в 1930-х годах в Ленинграде было более 400 учреждений народного образования и культпросвета, работавших на финском, эстонском, ижорском, водьском и вепском языках. Среди них педагогический техникум, отделения в институте нац.меньшинств Ю.Мархлевского, совпартшкола, комвуз, военное и пехотное училище, театр, Дом культуры. Здесь концентрировалась национальная интеллигенция, формировавшая присущее лишь ингерманландскому этносу мировоззрение. Почти все они погибли от рук сталинских палачей.

Сильно грешат против истины те, кто вспоминают то время как торжество интернационализма в нашей стране. Судьба ингерманландцев говорит об обратном. Например, по переписи 1926 года ижор насчитывается 17 000, а в 1939 всего 7 600 человек. Из финно-язычных философов известен Иван Матвеевич Леметти по его работе «Советская Ингерманландия», изданная в 1931 году.

Леметти И.М. – кандидат филосовских наук, преподаватель Педагогического института им.Герцена, заведующий издательством «Кирья». В 1935 году переведен на партийную работу в Карелию. 27 декабря 1937 года его расстреляли. Поэтому не удалось обнаружить других философских работ И.М.Леметти. О его философских взглядах можно судить только по вышеупомянутой брошюре. Из ее текста видно, что автор хорошо знал все стороны жизни Ингрии за годы, прошедшие после Гражданской войны.

После работы И.М.Леметти слово «Ингерманландия» и «Ингрия» перестали совсем упоминаться в Советском Союзе.

Hosted by uCoz