Иванова ночь въ Финляндии

Несмотря на все успехи цивилизации XIX века и водворения повсеместнаго христианства, в народной жизни свято чтутся старыя языческие поверья. Слабым отголоском давно забытыхъ языческихъ веков, той эпохи, когда глубоко поэтический фетишизм заменял человеку понятие о божестве, последним видом могучих, мрачиыхъ картинъ доисторической жизни человечества, являются они — и искореиить ихъ изъ народныхъ нравовъ невозможно. Да и незачем…

Празднование Ивановой ночи. Старинная гравюра.Къ числу самыхъ популярныхъ, чисто яэыческихъпраздниковъ принадлежитъ и "Купальная ночь", которую съ переходомъ въ христааиство, несовсемъ ловко связали съ памятью 1оанна Крестителя. сделавъ изъ Волоса,— конного бога,— св. Власия, покровителя стадъ, не затруднялись создать и Ивана Купала. Языческое чествование ночи осталось и до сей поры во всей силе. Очистительные купальные огни, черезъ которые надо прыгать, сожжение чучела "Купалы", погружение в воду, — все это практикуется до сей поры на Украйне, да и въ остальной России, не исключая Финляндии. Эта суровая, горная страна съ своимъ оригинальнымъ чисто суеверным мировозрениемъ, тоже отдаетъ должное старымъ преданьями и жжетъ смоляные костры, бочки и пирамиды въ таинственную "Иванову ночь".

Въ Финляндии нетъ дикаго праздничнаго разгула. Все ограничивается хороводами подъ звуки монотонной, скучной песни, беганьем съ горъ, да иногда стрельбою изъ ружей, какъ это изображено на прилагаемомъ рисунке.

Бледные, непомеркшие небеса, съ алыми лентами зари придаютъ особенную таинственную прелесть празднеству. Старухи набираютъ какие-то травы, сортируя ихъ, настаивая, колдуют. Травы, набранныя въ ”ту иочь, имеют особенную силу. И если въ ихъ ремесле есть и шарлатанство, то вместе съ нимъ есть много и такихъ знаний, которыми по справедливости могла бы гордиться фармацея.

* * *

Hosted by uCoz