Выставка «Русская
ИНГЕРМАНЛАНДИЯ»
Люди Ингрии, кто они? Как жили раньше, какова их история? Как живут эти люди сейчас? Они рядом с нами. А что мы знаем о них?
Ингрией, или Ингерманландией исторически называют район расселения прибалтийско-финских народов на территории современной Ленинградской области. На западе по реке Нарве этот район граничит с Эстонией, простираясь далее на 50-60км от южного побережья Финского залива, на востоке доходит до берегов Ладожского озера и реки Лавы, на севере – до бывшей границы СССР с Финляндией на Карельском перешейке по реке Сестре. В разные времена эта территория называлась по-разному: Водская пятина Новгородского государства, провинция Ингерманландия Королевства Швеции, Санкт-Петербургская губерния Российской империи, Ленинградская область СССР и Российской Федерации.
О происхождении названия Ингерманландия ( у русских Ижора, Ижера – в летописях 1240-1241гг.; по ижорски Ингрия; у шведов и немцев – Ингерманланд ) существует несколько теорий. Согласно одной из них, это – производное слово от названия прибалтийско-финского племени ижора, которое, в свою очередь, получило наименование от реки Ижоры (по ижорски Инкерейоки), впадающей в Неву с юга. По другой версии, киевский князь Ярослав, женившись в 1019 г. на дочери шведского короля Олофа Скотгонунга, Ингегерде, подарил ей на свадьбу район
Старой Ладоги с окрестностями. Таким образом, сначала именем его владелицы были названы окрестности этого города, а впоследствии так стала называться и вся местность. По мнению некоторых авторов название «Ингерманланд» связано с наложением финского (ижорского) слова «земля» которое звучит как “mаа” и немецкого слова земля -“land”, а река Инкери или “изгиб реки” по фински (ижорски) “jonkere” в общем и дало такое название этому региону.
Объяснение, связанное с ижорским названием реки, является более достоверным.
В 1-ом тысячелетии, прибалтийско-финские племена начали разделяться по языку на отдельные группы. Таким образом на исторической арене появились эстонцы, в Ингерманландии – водь и ижора, а восточнее их – вепсы.
К прибалтийско-финским народам и группам в данном регионе относятся, ливы на побережье Рижского залива; эстонцы на территории современной Эстонии, водь и ижора в Ингерманландии, вепсы на юго-западной и южной стороне Онежского озера, а также карелы и финны. С точки зрения функционирования языка и культуры, ливы, водь и ижора находятся на грани вымирания; своим литературным языком, частично, пользуются вепсы и карелы, а вот финны и эстонцы смогли сохранить язык и государственность.
По данным финских исследователей, коренными жителями данной территории считаются водь и ижора. Только в 1-ом тысячелетии, прибалтийско-финские племена начали разделяться по языку на отдельные группы. Таким образом на исторической арене появились эстонцы , в Ингерманландии – водь и ижора, а восточнее их – вепсы. Лишь 500-700 лет тому назад на прибалтийско-финскую территорию, особенно на земли Ингерманландии, стали переселяться славянские племена – кривичи и словене.
Собственно история жителей Ингерманландии начинается в 859г.н.э., когда в русских хрониках появляется этноним чудь – древнерусское название всех прибалтийско-финских народов, проживавших к югу от Ладоги и Финского залива. Для славян эти люди чудно/ говорящие, отсюда и название всех прибалтийских народов одним словом – чудь. Название водь впервые появляется на страницах русских летописей в 1068г., а в 1228г. в них упомянута и ижора.
Стратегическое положение данного региона со своими естественными водными артериями было выгодным . Река .Нева, текущая с востока на запад и другие реки, берущие начало из Ладоги и текущие на юг, в старые времена были водными путями ( как военными, так и торговыми ) от Балтики в Новгород и дальше на юг, в сердце зарождавшейся Руси.
- 1 -
Настоящая борьба за Ингерманландию началась в начале ХIIIв., когда к укреплению господствующих позиций на этой промежуточной территории (включая северные районы Карелии и Финляндии) устремились Швеция, Дания, Германия и Новгород. В районе соприкосновения православной и католической церквей к ней добавилась также борьба между Востоком и Западом за человеческие души. Война продолжалась почти беспрерывно до ХVIIв. , в том числе и между религиями. Граница на долгое время установилась по реке Нарве. Эстония осталась на территории Западной, а Ингерманландия – на территории Восточной церкви. В Ингерманландии водь, ижора и прибывшие сюда русскоязычное население были православными. Следует отметить, что, по данным финских исследователей, Восточная (православная) церковь была более терпима, чем западная (католическая); она почти не вмешивалась в традиции семьи и рода. Это позволило сохранить разные формы древней дохристианской культуры. Как и Карелия, Ингерманландия была сокровищницей калевальского стиха, в которой сохранились традиции, связанные с празднованием дат народного календаря и важнейшими событиями в жизни человека.
Бесконечные и продолжительные войны наносили людям Игерманландии непоправимый ущерб. Население было вынуждено покидать обжитые места, оставляя дома и незасеянные распаханные земли. Во время шведского правления православное население осталось без духовной поддержки, что вынуждало их переселяться в восточные и южные регионы. Такова была основа национальной идеи Швеции – лютеранский правитель, лютеранская церковь. С установившимся шведским господством и временным перемирием, многие народы вернуться уже не смогли. Ижора, например, так и не смогла оправиться от причинённых войной страданий. Так начался путь к исчезновению местных народов Ингерманландии: ижор, вепсов, вожан.
Швеция, как победитель, проводила политику по усилению и
закреплению своего влияния на приобретённую территорию. Появилась возможность заселить с ближайших регионов Финляндии
людей в покинутые дома , на распаханные земли
и распространить влияние лютеранской церкви на земли Ингерманландии.
Самое значительное переселение произошло из Финляндии, близлежащих территорий,
в первую очередь Выборгской губернии
с района Яюряпяя (переселенцы оттуда назывались «эюрямёйсет») и пограничного
Карельского перешейка. Причин тому было несколько: лёгкое освоение частично
готовой инфраструктуры сельского хозяйства; переселяемое население из восточной
части Финляндии освобождалось от
рекрутского набора и получали льготы по уплате налогов в Шведскую казну. Так
началось переселение эурямёйсет и рождение их этноса. К середине столетия
появляются переселенцы из губернии Саво и её близлежащих территорий
(переселенцы оттуда назывались «савакот»). По мнению финских исследователей,
первые переселенци- «эюрямёйсет» давали имя савакот всем более поздним
переселенцам.. В дальнейшем переселенцы из Финляндии т.е. эурямёйсет и савакот
стали называться ингерманландскими
финнами.
Тот народ, который финны называют ингерманландскими финнами, - это потомки финнов, переселившихся в Ингерманландию только в ХVII веке, т.е. они не являются коренным народом Ингерманландии, но они смогли сохранить свою культуру, свой язык. Начнём рассказ об этом народе, о народе, который в последующие годы, перенёс все «гонения» как с востока, так и с запада, но не пал духом и желает возродить свою национальную культуру, свой язык.
- 2 -
Мы продолжаем рассказ об Ингерманландии и ингерманландских финнах.
После поражения Швеции в северной войне Прибалтика, Ингерманландия и Выборгская губернии были присоединены к России. Положение населения стабилизировалось. В России лютеранам относились намного лучше, чем в Швеции к православным, и развитие финской народной культуры получило поддержку господствующей православной церкви. Усилилась работа по просвещению населения. Таким образом, у ингерманландских финнов началось активное формирование национального самосознания.
В 1864г. вступил в силу Закон о земстве, что давало возможность основывать общественные организации развивать сельское хозяйство и пользоваться услугами, при ведении административных дел своих представителей, на родном языке. Стало возможным развитие народного образования. Каждый ребёнок мок обучаться в начальной школе. Обучение в школах финноязычных деревень могло вестись на родном языке. Обучение населения проводилось как местными, так и прибывающими священнослужителями из Финляндии. Таким образом, в среду российских финнов проникали идеи фенноманства (идеи о Великой Финляндии), в то время широко распространённые в Финляндии. Печатались книги журналы на финском языке. Газета «Инкери» защищала национальный патриотизм, христианские ценности, «Нева» делала акцент на возможности внутреннего демократического развития России. Праздники народного календаря отмечались всенародно. Это объединяло людей и придавало чувство национального духа и единства. В конце ХIХв. русификация населения ослабила положение финского языка, а принятый в 1908г. закон о народном образовании в России официально запретил финноязычные народные школы. Многокультурная Россия испугалась проявления возрождения национальных культур на своей территории.
В середине 19 в. Санкт-Петербург становится миллионным и известным в мире городом, меняется и традиционный уклад жизни ингерманландцев. Город притягивает к себе рабочую силу, предлагает сельскому населению рынок сбыта продукции и предлагает промышленную продукцию, которая была лучше, чем выполненная кустарно. Город стал административным и духовным центром.
Первая мировая война положила начало культурному и физическому уничтожению народов Ингерманландии, запрещались национальные и культурные мероприятия.
Последующие революции разделили ингерманландских граждан на 2 группы: с одной стороны национально мыслящее сельское население и интеллигенция, а с другой стороны – рабочий класс,
благосклонно отнесшийся к большевистской революции, были и прибывшие из Финляндии революционеры. В связи с гражданской войной и неразберихой в России некоторые ингерманландцы стали выезжать в Финляндию. В 1922г. в Финляндии находилось до 33500 беженцев, среди которых были российские карелы и русские. До 1926г обратно вернулось в Россию около 5тыс. чел, далее Россия отказалась принимать беженцев.
В Финляндии официальное правительство относилось к беженцам неплохо, предоставляя пособия и возможность учиться, но коренное население встречало их как со злобной ненавистью, так и с восторгом. Финские рабочие партии относились к ингерманландским беженцам негативно, считая их белыми, бывшими буржуа и конкурентами для местной рабочей силы, всячески подвергая их дискриминации на рабочих местах и вытесняя их обратно на восток.
После революции некоторые активисты, действовавшие с территории Финляндии стали разыгрывать т.н. «карту Ингерманландии», включение её территорий в состав «Великой Финляндии», но большинство населения Ингерманландии было против такого объединения , они связывали своё будущее с преобразованиями в самой России.
- 3 -
После заключения Тартуского мира в истории Ингерманландии начался мирный период, продолжавшийся до конца 20-х годов. В это время заменяется территориально-административное деление, (губернии заменяются на области и районы), на практике претворяется в жизнь «новая экономическая политика», что позволило значительной части беженцев вернуться в родные места. Продолжился приток финских эмигрантов – коммунистов и других лиц левой ориентации – из Финляндии и Северной Америки. Финнам были предоставлены благоприятные условия для получения образования на родном языке. В 1923г. функционировало 229финских трудовых школ, к1930г.-286 начальных школ, 19 средних школ, 3 профессионально технических училища, 2 военных училища. Во Всеволожске и Ораниенбауме организованы сельскохозяйственные техникумы, в Гатчине Финский педагогический техникум. В Ленинграде и области издавались периодические издания на языках национальных меньшинств и больше всего на финском. В начале 1930-х на основе латинской графики был создан алфавит для ижорского языка, никогда ранее своей письменности не имевшего. В Ленинградской области в 1933г продолжали действовать кроме финских школ, 90 эстонских, 55 вепских, 23 ижорские, 21 латышская и 17 немецких. В 1924г. в Ленинграде стали транслироваться радиопередачи на финском языке, а с 1934г. городе работали редакции вещания: финская, эстонская, латышская и немецкая. Культурный подъём и развитие самоуправления национальных меньшинств проходило в жёстких идеологических рамках. Финские коммунисты-эмигранты, которым власти доверяли больше, назначали людей на административные и педагогические должности. В это время принимается закон об отделении церкви и образования от государства, но большинство ингерманландских крестьян плохо поддавались идеологической агитации и продолжали вести свой уклад по-старому, в том числе придерживались и религиозного уклада. Политика властей по отношению к ингерманландскому населению в определённой степени зависела от отношений между Советским Союзом и Финляндией. Обе страны проводили политику нейтралитета. Но обоюдное недоверие сохранялось. Антирусские и антисоветские настроения в Финляндии были сильны и имели определённое влияние на ингерманландцев, вплоть до открытой пропаганды на территории Советского Союза. По некоторым сводкам от соответствующих советских органов, в целом антисоветская работа среди ингерманландцев большого успеха не имела.
В стране был принят курс на свёртывание НЭП, на индустриализацию, на организацию колхозов и совхозов, начиналось раскулачивание, которое не обошло стороной и ингерманландцев.
Первая волна выселения ингерманландцев (1929-1931) проводилась под флагом борьбы против кулачества и освобождение погранполосы от антисоветских элементов. Около 18 тыс. человек отправлены в Среднюю Азию и на Хибинские рудники (Кольский полуостров). В 1935-1936гг. проводится кампания по «очистке» 100км зоны. Народ: ингерманландских крестьян-конюхов, извозчиков, сторожей, колхозников, землекопов, не принадлежавших ни к кулачеству, ни к уголовным элементам выселяют в Таджикистан и Казахстан (примерно 27 тыс. человек). В 1937г. закрыли все национальные школы, Финский театр, кафедру в институте им. Герцена, все газеты и журналы. Запрещалось даже на улице говорить на родном языке. Ингерманландские финны лишились права на все проявления национальной жизни.
С началом войны с Германией было решение советского командования вывезти всё финское население Ленинградской области, но полностью это решение реализовать до блокады не успели. В марте 1942г. вывезли 30 тыс. человек в Сибирь. Многие люди погибали по дороге. В итоге всех многочисленных операций по раскулачиванию, очистке погранполосы, депортаций, принудительной эвакуации, Ингерманландия к 1943г. была полностью очищена от финского населения. Целый народ, проживающий вокруг северной столицы, лишился своей родины и вынужден был вести борьбу за своё выживание на огромных территориях Сибири и Средней Азии.
Та часть населения, которая осталась в оккупации, тоже подверглась насильственному вывозу в Финляндию. Германия в конце 1941г. предлагала вывезти находящихся под угрозой голода людей, но власти Финляндии отказали. Согласно российских источников, по планам высшего германского руководства Петербург должен быть уничтожен, а земли вокруг него распределены между немецкими переселенцами. Для финнов и иных этнических групп места здесь не оставалось.
- 4 -
В 1943г. финское руководство согласилось принять ингерманландцев. В 1943-1944гг. немецкое командование начало чистку своей приграничной полосы с советскими войсками и в Финляндию было вывезено 63200 ингерманландских финнов, ижор и води. По мнению финских исследователей это было вызвано острой нехваткой рабочих рук в Финляндии.
После окончания войны мечтам о возможности вернуться домой не суждено было сбыться. По мирному договору Финляндия обязана была выдать всех переселенцев из Советского Союза, многие приезжали сами в свои деревни, надеясь на лучшую жизнь, но всех их ожидала участь, в который раз, стать жителями спецпоселений и лагерей Сибири, Казахстана и северных окраин.
Руководство Финляндии признало людей, вернувшихся в Советский Союз репатриантами, так как некоторые возвращались помимо своей воли а местное население в большинстве своём способствовало выдавливанию переселенцев обратно в Советский Союз.
Решающие перемены произошли в конце 80-х гг. в результате изменения внутренней политики Советского Союза. Люди узнали о судьбах ингерманландцев, ставших в Финляндии в начале 90-х гг. объектом исследований, получивших освещение в прессе.
А чем живут ингерманландцы (ингерманландские финны, ижоры, карелы)сейчас. И знаете ли вы, что в нашем городе с 1996г. существует добровольное финское общество, которое проводит большую работу по восстановлению почти утерянных и забытых традиций, культуры народа. Это и праздники, и целые циклы лекций, и экскурсии по всей области, по местам, где когда-то происходили исторические события. Много мероприятий проходит в клубе города Сосновый Бор «РУЧЬИ». С коллективом клуба давно поддерживаются хорошие, дружеские отношения. На базе этого клуба создан и действует коллектив «Друзья Калевалы». Создаются и новые: ансамбль песни «Тропинка», ансамбль скандинавских танцев. Здесь очень интересно проходят мероприятия для взрослых и детей. Мы хотим возродить нашу культуру, традиции и приглашаем всех, кто хотел бы принять участие в этом очень интересном деле.
Данная статья составлена по историческим материалам, взятым из книг:
Ласси Сарессало «Ингерманландия» (издание музеев г. Тампере 2003г и Этнографического в г. Санкт-Петербурге).
«Финны в России» сборник научных статей, Петрозаводск 1998г.