Андрей Ульяночкин

ГОРОД СОСНОВЫЙ БОР –ЖИЗНЬ РАДИ СМЕРТИ?

экологически-экономическая катастрофа

На территории бывшей Ингрии (на территории Ленинградской области) находится одна из старейших атомных станций в Европе, строительство которой началось ещё 6 июля 1967 г. Первый энергоблок был пущен в строй 5 ноября 1974 г. Станция была рассчитана на 25 лет эксплуатации. Сейчас в мире есть более старые станции, но они работают на принципиально других схемах. На Ленинградской атомной используется одноконтурная схема охлаждения реактора, которая связана с акваторией Финского залива. Замедлителем реактора является графит (почти каменный уголь), в котором со временем растёт наведённая реакция, но поменять графит в реакторе РБМК практически невозможно. Кроме того, графит горит, проще было делать реактор из динамита. Под действием радиации меняется структура металла, происходящие в нём процессы непредсказуемы. Сейчас станция работает 8 месяцев в году, остальное время она находится в ремонте.

К техническим проблемам добавились финансовые. 3-й блок станции простаивает без топлива. В критическом состоянии находится на самом берегу Финского залива переполненное хранилище отработанного топлива, его некуда вывезти.

Чем больше станция работает, тем больше её материальный износ, а следовательно, и сумма средств, идущих на текущий ремонт, превышает прибыль. Тем более, что АЭС отдаёт в область и Санкт-Петербург только 25 % вырабатываемой электроэнергии, а остальная часть идёт в Псковскую и Новгородскую области.

Финансовое положение станции ухудшается ещё и тем, что между ЛАЭС и потребителями находится система посредников, не позволяющих ЛАЭС вовремя получать деньги на ремонт, который в силу этого превращается в непрерывный производственный цикл.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что из-за финансового кризиса в России, нарушается инженерная и технологическая дисциплина — на станцию могут попасть некачественные материалы и комплектующие детали. ЛАЭС экономически нерентабельна. Единственный выход – закрыть станцию.

Но тогда наступит социальная катастрофа.

Город Сосновый Бор не является городом в европейском понимании этого слова. Он возник как трудовой лагерь на 101 км при строящейся станции и не связан экономически хозяйственно с окружающей его областью. В городе нет предприятий, необходимых для жизни региона. При закрытии ЛАЭС 50000 жителей в возрасте от 25 до 50 лет останутся без работы. Такой экономической нагрузки не выдержит не только область, но и город Санкт-Петербург.

Есть ли реальные пути спасения жителей Соснового Бора?

Многие проекты, предлагаемые зарубежными и российскими специалистами, невозможны из-за финансового кризиса и таможенных пошлин, введённых Россией на комплектующие детали и транзит.

Так финской стороной предполагалось использовать Сосновый Бор как транзитный порт для западных туристов и товаров. Но пошлина за пересечение российской границы в одну сторону — 150 финских марок (билет 300), а поездка в Таллинн на 2 дня — 140 финских марок, то есть самые быстрые “пьяные” деньги ушли в Прибалтику. Понятно, что ответ на это надо искать в Москве.

Самым парадоксальным решением экономической проблемы может стать… перенос в Сосновый Бор петербургского зоопарка. Во-первых, ЛАЭС может дать тепло и свет внутри Соснового Бора для экзотических животных даром, хватит и одного энергоблока; во-вторых, город имеет хорошие площади для размещения животных; в-третьих, город сам бы справился со строительными мощностями (у него есть хорошие строители) да и научные кадры поспособствовали бы созданию зоопарка, равного Берлинскому. А ведь такового нет ни в Москве, ни в Стокгольме, ни в Таллинне, ни в Хельсинки. Экскурсии в зоопарк только в школьные каникулы дали бы быстрые деньги.

Картинка

Hosted by uCoz