Антон Зубрицкий

Ингерманландия — земля на границе двух цивилизаций

Ингерманландцы. Их осталось так мало на этой многострадальной земле. Сегодня они делают все возможное для того, чтобы сохранить себя, свою культуру и свой язык. В этом им помогают страны северной Европы и, слава Богу, не мешают, а в чем-то и содействуют официальные власти. В их национально-культурных образованиях существуют различные точки зрения на пути дальнейшего развития этой части России. От умеренных до очень радикальных. Однако фактом для тех и других остается то, что без реальных изменений экономической и социально-политической ситуации на Северо-Западе России в целом национально-культурное возрождение этого края будет практически невозможным.

За последние десять лет в России образовалась цивилизация, запутавшаяся в сетях пост-коммунистического наследства, государственных долгов, рыночных реформ, амбиций политических лидеров и межнациональных конфликтов. В Северо-западном регионе все это происходило одновременно с процессом дальнейшего развития и процветания наших соседей, построивших мир достатка и человеческого благополучия.

К лучшему изменилась обстановка в регионе Балтийского моря. Освободившиеся страны Балтийского Совета (Литва, Латвия, Эстония) сегодня тесно сотрудничают между собой и странами Северного Совета (Дания, Швеция, Исландия, Финляндия, Норвегия).

Древняя Ингрия оказалась на перекрестке двух путей развития мира — имперского, постсоветского и гуманистического, либерального, основанного на западных ценностях. Это можно сказать о других коренных народах Северо-запада России. У них те же проблемы. Вопрос заключается в том, как и на какой основе объединить усилия всех (и русских в том числе) для изменений к лучшему, не скатываясь при этом на крайние позиции и действуя в рамках плохой, но Конституции.

Северо-запад России по многим параметрам является уникальным геополитическим образованием. И прежде всего это регион, расположенный ближе других к странам Европейского Союза, организации которого оказывают серьезную помощь России в преодолении переходного периода от тоталитаризма к гражданскому обществу. Здесь образовалась полоса социально, экономически и политически модифицированных субъектов федерации, устойчивое развитие которых является предметом пристального внимания европейских соседей, США и Канады. В регионе имеется относительно хорошо развитая экономическая и транспортная инфраструктуры, сырьевые ресурсы, промышленный потенциал и рабочие руки. Еще не все ученые и исследователи покинули его. Многочисленные программы сотрудничества, конференции и семинары по актуальным проблемам региона раскрывают интерес европейцев не только к ситуации на российских территориях, примыкающих к Балтийскому морю и странам Балтийского Совета, но и к процессам, происходящим в северной части региона: в Мурманской и Архангельской областях, в республике Карелия. А это уже регионы Баренцева и Белого морей. Таким образом, север региона и его западная часть, состоящая из Псковской и Новгородской областей, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, расположенной частично на ингерманландских и финских землях, является ареалом, перспективы развития которого будут волновать европейское сообщество в начале следующего века все больше и больше, по мере ухудшения экономической и социально-политической ситуации в Российской Федерации.

Уже сегодня Совет Министров Северных стран создал группу экспертов, члены которой до 1 сентября 2000 года постараются выявить не только общие для этих стран проблемы дальнейшего развития и сферы сотрудничества, но и рассмотрят в своих сценариях отношения своего ре-гиона с сопредельными государствами.

В условиях агонии пост-тоталитарного режима в России, милитаризации правительства и значительного ослабления позиций так называемых младо-реформаторов, либералов, в условиях консолидации усилий чиновничества, управленческой верхушки и хозяев монополий, банков и предприятий военно-промышленного комплекса по созданию удобной политической ситуации для дальнейшего выдавливания из общества, обреченного на хаос, своей доли прибылей, все меньше и меньше шансов прожить, выжить, дожить остается у граждан, вовлеченных в орбиту полукриминальных экономических отношений.

Россия является зоной повышенного риска для инвесторов. Стране не верят. Россия сегодня — инвестиционная трясина. Доверие может уже никогда и не возникнуть.

В этой ситуации субъектам разлагающейся федерации предлагается фактически совершенно имперская альтернатива — либо мы все вместе, естественно, кроме богатых, медленно и верно движемся к созданию грязной, нищей и бандитской Возрожденной России, либо автоматически становимся сепаратистами в своих субъектах федерации и нас наказывают по закону за посягательство на целостность государства при попытке заговорить об эффективном использовании собственных ресурсов и географического положения.

Но существует еще один путь выхода из создавшегося положения.

Не надо мешать московской государственной бюрократической и по-литической машине делать свое гнусное дело. Следует оставить эту чванливую и вороватую пост-коммунистическую элиту в виртуальном мире, который она себе построила, заменив лозунг строительства коммунизма лозунгом восстановления империи, и обратить внимание граждан на группы субъектов федерации, прежде всего, это относится к приграничным субъектам федерации на Северо-западе, органично связанным между собой экономической инфраструктурой, которые должны обладать пока еще не сформулированными общими целями, выработанными с учетом их гео-графического положения и мотивов, которыми руководствуются сопредельные страны, развивая сотрудничество с ними. Другими словами, речь идет о региональной политике группы субъектов федерации в отношении имперского центра и стран-соседей.

Чиновники и законодатели здесь, на Северо-западе, решают собственные проблемы. От них не дождешься инициативы по совместной выработке такой региональной политики. Их можно понять, так как в этом случае их обвинят в групповом сепаратизме.

Однако и лидеры многочисленных партий и объединений либерального толка, ориентированные на бесконечные операции по реформированию экономического трупа империи, стремящиеся оставить хоть какие-то следы в истории нашего истерзанного государства, не могут сегодня договориться между собой о самом элементарном — объединении усилий в преддверии парламентских выборов. Это происходит и в других субъектах федерации. И без того слабые региональные силы ориентированных на западные ценности правых либералов используются политическими партиями со штаб-квартирами в Москве и их лидерами для достижения целей, которые имеют отношение к судьбам очень узкого круга лиц и не имеют ничего общего с решением проблем простых людей, оказавшихся заложниками криминально-бюрократического режима.

Сформулировать основы региональной политики Северо-западного региона сегодня способны только участники структур гражданского общества, специалисты, обладающие конструктивным региональным мышлением, эксперты, интеллектуалы, часть которых, понимая всю безысходность ситуации в России, ушла в тень и уже больше не желает заниматься аналитической и практической работой впустую. Национально-культурные общества и национально-культурные автономии, их активные члены также могут внести свой вклад в выработку основ такой политики.

Речь идет о консолидации их усилий и создании межрегиональной группы экспертов, члены которой, обладая квалификацией и опытом работы в своих областях знаний, пользовались бы доверием не только структур гражданского общества на Северо-западе России, но и орга-низаций Европейского Союза, Совета Европы, стран Северного Совета, Балтийского Совета и других стран.

Межрегиональная группа экспертов, опираясь на поддержку наиболее продвинутой части населения региона, могла бы оказывать давление на органы власти, реализуя выработанные цели региональной политики, и быть инструментом формирования отношений доверия с сопредельными государствами и защиты жителей региона от бездействия или авантюрис-тических действий федеральных властей.

Появляется возможность как запуска процесса прежде всего политической реструктуризации Российской Федерации, так и процесса осуществления на этой основе еще одной попытки возврата утраченного доверия цивилизованного мира хотя бы к части обреченной на развал империи. Дальше видно будет.

Первые попытки обсудить этот вопрос уже были осуществлены в Санкт-Петербурге весной и в начале лета 1999 года на встречах представителей и руководителей различных общественных и культурно-национальных организаций и журналистов в редакции журнала “Нева”.

Деятельность группы экспертов могла бы способствовать наиболее оптимальному и цивилизованному процессу интеграции страны с мировой экономикой, с защитой прав человека, с решением проблем коренных народов региона и с предотвращением межнациональных конфликтов.

Карта
Hosted by uCoz